Вторая характерная черта рассматриваемой группы сочинений — их позиция в отношении царизма. Мы располагаем только работами, изданными с соизволения правительства.

Задачей их было доказать возможность использования реально существовавших мирных версий тариката в интересах политики царизма. Поэтому-то Мугеддин и писал статью об «Истинных и ложных последователях тариката», поэтому редакция «Сборника сведений о кавказских горцах» в предисловии к сочинению Джемал ад-Дина заявляла: «Это учение почти всегда принималось за непосредственную проповедь о газавате или войне с неверными, и тарикат-ские мюриды, или ученики, смешивались с шамилевскими мюридами, тогда как в сущности учение о тарикате в задаче своей чуждо политических целей и направлено, собственно, к возвышению чисто религиозного духа своих последователей». Поэтому же, наконец, известный ориенталист, сын высланного из Дербента хаджи, профессор и член-корреспондент Академии Наук А.-М.Казембек, хорошо знакомый с мюридизмом, прямо обращает внимание русского правительства на пример распространения мюридизма среди «русских татар».

«Но в этом муридизме нет тени злоумышления: он основан на безвредных и даже полезных началах тарыката». Рассказав о живущем в Вятской губернии Ишане-Али, имеющем «маленький кружок муридов», автор с удовлетворением добавляет: «окружное начальство остается им совершенно довольным».