В росте социальной активности передовых английских рабочих, их осознанного чувства классовой солидарности на национальном и интернациональном уровнях, в упрочении и некоторой конкретизации социалистического идеала сказалась усилившаяся духовная активность.

Сама жизнь заставляла участвующего в борьбе рабочего-задумываться над социальными, политическими, экономическими и моральными проблемами, делать выбор между различными доктринами и направлениями социалистического движения, и в этом процессе развивались как его духовные потребности, так и интеллектуальные потенции. Естественно, что выход за узкие рамки семейных интересов или непосредственных проблем своего цеха расширял кругозор и требовал знаний, без которых немыслимо развитие политического мышления. Вместе с тем сама атмосфера подъема рабочего движения, охватившее все общество ощущение близящихся перемен способствовали преодолению эмоциональной скованности, обедненности и приземленности чувств, столь характерных для буржуазно-мещанских слоев английского общества.

Таковы были объективные предпосылки резко возросшего стремления передовых рабочих к учебе, знаниям, духовному общению, а также роста эстетических потребностей. Отметив, что только в протесте против своего угнетенного положения «рабочий должен обнаружить свои самые привлекательные, самые благородные, самые человеческие черты», Ф.Энгельс.