В работе Ф.Энгельса термин «домашние ремесла» (Маркс, Энгельс, т. 21, с. 161) характеризует этап в развитии ремесленных производств до второго крупного общественного разделения труда. Здесь экономической ячейкой выступает первобытная община в целом, где «…домашнее хозяйство ведется на коммунистических началах несколькими, часто многими семьями…», и далее: «То, что изготовляется и используется сообща, составляет общественную собственность» (там же, с. 159). Характеризуя кремнеобрабатывающее производство в позднем каменном веке, Ф.Энгельс привлекает пример организации труда в родовых общинах Индии.

Здесь имеется в виду, во-первых, период, предшествовавший первому крупному общественному разделению труда, во-вторых, принцип внутриобщинного разделения труда в замкнутом натуральном хозяйстве, основанном на коллективной собственности на средства производства и произведенную продукцию. В этом смысле община выступает как большое натуральное хозяйство, в котором существовала система разделения функций и закрепления их за отдельными исполнителями, каждый из которых выполнял определенные однородные виды работ с той или иной степенью постоянства, в зависимости от потребностей общины.

Основная цель, такого разделения труда заключалась в обеспечении продуктами ремесла членов своей общины или большого домашнего хозяйства. «Та форма кооперации г процессе труда, которую мы находим на начальных ступенях человеческой культуры, например у охотничьих народов или в земледельческих общинах Индии, покоится, с одной стороны, на общей собственности на условия производства, с другой стороны — на том, что отдельный индивидуум еще столь же крепко привязан пуповиной к роду или общине, как пчела к пчелиному улью» (Маркс, Энгельс, т. 23, с. 346).

Таким образом, основное внимание здесь уделено различию форм собственности, господствующих в обществе. Общинное ремесло в русской деревне обусловлено товарообменом, в то время как общинное или домашнее ремесло, охарактеризованное в работе Ф.Энгельса, обусловлено кооперацией труда в первобытной общине, основанной на коллективной форме собственности, и товарообмена не предполагает.

Так как в археологических работах появление общинной формы ремесла устанавливается далеко не для всех случаев зафиксированной до археологическим материалам специализации производителей по тем или иным видам производства, то определение ее как особой формы общественной организации труда требует.