В первом случае анализ развития производства сводится к характеристике конкретных видов деятельности в процессе получения материального результата, изменения организационно-технологических отношений людей, т.е. технологического способа производства. Эта сторона предполагает исследование процесса труда, выступающего в виде организационных связей между включенными в технологический цикл людьми, средствами труда и предметом труда. Главным моментом в изучении технологического аспекта материального производства является определение уровня развития производительных сил (Марксистско-ленинская теория…, с. 325).

Технологический аспект исследования ремесла будет заключаться как в изучении его структурных элементов — сырьевой базы, средств труда, профессиональных навыков производителей, количества затрачиваемой рабочей силы, — так и в анализе самого процесса труда — способа соединения производителей в процессе труда, характера и последовательности производственных операций.

Археологическая наука изучает процесс производства, который имел место в древности, но не дан ей в непосредственном наблюдении. Археологи имеют дело лишь с остатками материального производства — средствами производства, готовыми изделиями, отходами производства, по которым они должны реконструировать производственные, процессы: определить функциональное назначение орудий и средств труда, восстановить звенья технологических операций, их характер и последовательность, начиная от добычи и подготовки сырья до изготовления готовой продукции в рамках конкретных видов производств.

Специфика археологического источника, его предметный характер обусловили тот факт, что до недавнего времени предметом изучения являлась именно технология конкретных видов производств. Этот аспект производства к настоящему времени наиболее изучен, чему во многом способствовали накопление вещественных источников, применение естественно-научных методов их исследования, развитие трасологического и экспериментального методов.
expository essay writing prompts