В 1904 г. вышла в свет написанная на арабском языке книга «Лестница мюрида» Ильяса ац-Цудакари (из селения Цудакар). Автор ее был в ссылке в Новоузенске Самарской губернии и по просьбе одного из своих дагестанских друзей во время болезни написал руководство для мюридов. Книга посвящена изложению основ тариката накшбенди и с этой стороны особенного интереса для нас не представляет. Но, говоря о происхождении накшбендийского пути, автор останавливается и на некоторых лицах, интересных для историка Кавказа. Это шейхи: Халид-Шах, Хас-Мухаммед аш-Ширвани и Мухаммед ал-Яраги. Работа Ильяса ац-Цудакари является вторым источником по истории появления мюридизма в Дагестане. Как и следовало ожидать, рассказ Ильяса ац-Цудакари расходится с рассказом Прушановского и помогает внести в последний очень существенные поправки.

Наконец, чтобы закончить обзор этой группы работ мусульманских ученых, упомянем о полемическом сочинении Сулеймана-эфенди — «Описание поступков Шамиля против мусульманского шариата, которые были замечены Сулейман-эфендием во время его нахождения при нем». Смысл и направленность этой небольшой статьи ясны уже из заглавия. Сулейман пытается опорочить Шамиля, исходя из шариатских постановлений. Приведем лишь один пример аргументации автора: «Имам, — говорит Сулейман-эфенди, — сопровождая действия свои силою оружия и предпринимая военные действия, нарушает тем самым главное условие тариката». В том же духе написана вся статья. Она интересна для историка лишь как одна из попыток агитации, которые предпринимались русским командованием для противовеса мюрвдистской проповеди.