Совершенно очевидно, что религиозная пропаганда «благочестивых тарикатистов» не могла бы увлечь кавказских мусульман-прозелитов, не могла бы найти приверженцев, не в состоянии была бы воспламенить массы горского крестьянства и приобрести политическое звучание, если бы на то не было объективных причин. Только наличием глубоких социально-политических причин, поднявших горцев на борьбу, можно объяснить то, что вышеупомянутые лозунги находили отклик и воспринимались крестьянской массой как призыв к борьбе против социального и национального угнетения. Иначе говоря, идеи «мюридизма получили здесь распространение и приобрели политическое звучание лишь с того времени, когда произошло соединение этих идей с массовым движением горцев Северо-Восточного Кавказа. Это движение, основу которого составляло горское крестьянство с его антиколониальными и антифеодальными устремлениями, нарастало давно и независимо от деятельности мюридистских проповедников».

Н.И.Покровский полагал, что основной причиной, толкавшей горцев на борьбу, была излишне жестокая политика царизма. Такого же мнения придерживается значительная часть историков-кавказоведов и в наши дни.

И действительно, стремление царизма насадить в крае новую администрацию в 20-х гг. вызвало недовольство прежде всего у феодальных верхов Северо-Восточного Кавказа. В 1817 — 1820 гг., как показано в монографии, поднялись на борьбу кай-тагские и другие правители в Дагестане — Бейбулат Таймиев и др. Эти выступления были порождением феодально-монархического национализма, направленного против централизаторской системы управления. Феодальные владетели, поднимаясь на борьбу, ставили целью вернуть себе утерянные привилегии и политическую власть во всем объеме. Однако феодальные верхи не достигли желаемых результатов. Более того, не поддержанные широкими народными массами так называемые «ханские выступления» были сурово подавлены, а их организаторы изгнаны из своих владений или отстранены от власти. Естественно, что излишняя жестокость, проявленная при этом царскими генералами, не могла не оказать известного влияния на народные массы. Однако представлять «ханские выступления» предтечей движения под водительством Шамиля, как об этом писал Н.И.Покровский и другие кавказоведы, неверно. Повторимся, что движение под флагом мюридизма было качественно новым явлением в истории горских народов.