Проблемы изучения социальных аспектов первобытного ремесла — общественных форм организации ремесленного производства — была поставлена в советской археологии сравнительно недавно — на рубеже 60—70-х гг. Постановка этих вопросов была обусловлена, во-первых, появлением в советской археологии к этому времени общей тенденции разработки социологических аспектов истории древних обществ (Генинг, 1982, с. 202—205); во-вторых, достижениями в области изучения технологии конкретных видов производств, выводы которых указывали на специализацию их в системе общественного производства. В целом же это являлось результатом накопления и осмысления многочисленных новых археологических фактов, полученных в результате широко развернувшихся полевых исследований послевоенных лет, создавших прочную эмпирическую базу социально-исторических исследований.

Открытые на поселениях неолита — бронзы производственные центры — мастерские по изготовлению тех или иных изделий (керамических, кремневых, бронзовых и т.д.), находки мест древних разработок и шахт стали рассматриваться как свидетельство высокого уровня развития производства и далеко зашедшего процесса общественного разделения труда (Пассек, 1950; Черныш, 1962, 1967; Массон, 1971; Мовша, 1970, 1971 и др.). Среди многочисленных материалов могильников эпохи бронзы и раннего железа накопилось большое количество данных о погребениях со специфическим набором йнвентаря — набором инструментов для того или иного вида производства (Цветкова, 1948; Жиганов, 1959; Шилов, 1966; Черников, 1974; Писларий, 1978; Шапошникова, 1971- и др.). Это позволило рассматривать их как погребения мастеров-профессионалов или ремесленников.

В 1970 г. состоялось совещание по теме «О характере ремесленного производства» (Домашние промыслы и ремесло, 1970; Бочкарев, Распопова, 1971), которое имело целью выявить состояние изученности вопроса и наметить дальнейшие перспективу исследований в этой области. Основные доклады его носили конкретно-исторический характер, т.е. были посвящены изучению ремесленных форм производства в конкретных обществах древности, приставленных археологическими культурами, главным образом эпохи неолита — бронзы. В-ходе дискуссии выявилось существенное разногласие в мнениях по результатам конкретно-исторических исследований, вследствие чего были подняты вопросы методологического плана, в частности о необходимости определения изучаемого объекта — ремесла, выработки общих подходов к исследованию, поиска четких критериев интерпретации форм.